Выставка «Прекрасный мир танца» (12+)

Выставка раскрывает историю русского балета. Она рассказывает о людях, посвятивших жизнь танцу и создавших репутацию русской школы, которая была признана эталоном хореографического искусства во всем мире.

Предлагаем подборку книг для знакомства с историей возникновения современного балета и с судьбами прославленных танцоров и балетмейстеров.

Обложка издания История русского балета

История русского балета

В представленной книге рассматриваются исторические судьбы русского балета от зарождения балетного театра в России до Великой Октябрьской социалистической революции.

Первый раздел охватывает наиболее длительный по времени период: от возникновения балета в России до середины XIX столетия. Здесь устанавливаются особенности хореографии как вида искусства, определяется национальная самобытность русского балетного театра, дается история создания двух старейших балетных школ — петербургской и московской, прослеживаются пути формирования балетных трупп обеих столиц. Самостоятельная глава отведена истории крепостного балетного театра.

Следующий раздел посвящен второй половине XIX века. В нем показаны расцвет отечественной хореографии и утверждение русского балетного театра как первенствующего в мире.

Последний раздел освещает положение балета в начале XX века, выявляет творческие противоречия, возникшие внутри балетного театра на пороге великих революционных событий. Характеризуется борьба сторонников академического направления и реформаторов балетного искусства, объясняется историческая неизбежность и суть этой борьбы.

Автор: В. М. Красовская
Место издания: Ленинград
Год издания: 1978
Количество страниц: 230


Обложка издания Классический танец

Классический танец

Настоящее издание является собранием театроведческих работ Л. Д. Блок, посвященных балету. В основу собрания положены материалы, хранящиеся в Государственном театральном музее имени А. А. Бахрушина.

Собрание состоит из разделов:

  •    «Возникновение и развитие техники классического танца (опыт систематизации)». Автор рассматривает классический танец как определенную систему, сложившуюся в результате громадного профессионального труда многих поколений людей, стремившихся добиться наибольшей выразительности движений человеческого тела. Книга, несомненно, является фундаментальным трудом в области классического танца в частности и хореографии в целом.
  •    Фрагменты книги «Записки о балетах Дидло». Стоит отметить, рукопись книги о Дидло была найдена совершенно случайно, в частных руках, не досчитывающая многих страниц и содержащая многочисленные купюры по всему тексту. Тем не менее, редакция сочла возможным напечатать рукопись в том виде, в каком она до нас дошла, ввиду особого значения, какое этой работе придавала сама Л. Блок, а также для того, чтобы установить бесспорное авторство Л. Блок относительно многих идей и открытий, касающихся искусства Дидло и балетного театра пушкинской эпохи.
  •    Статьи о советском балете 1930-х годов.

Автор: Л. Д. Блок
Место издания: Москва
Год издания: 1987
Количество страниц: 556 с., 28 л. ил.


Обложка издания Балетные либретто

Балетные либретто

Жизнь балета всегда начинается с создания либретто — основы будущего спектакля. В нем должны присутствовать драматическое действие, коллизии и конфликты, намечены характеры героев, их отношения и переживания. В отличие от драмы и оперы в балетном спектакле слово отсутствует, и литературная основа, давая импульс для создания музыкально-хореографического действа, уходит в тень. Она «растворяется» в танце, музыке, сценографии, не входя в художественное целое театрального представления, но оставаясь стержнем его драматургии.

Истинное содержание балета раскрывается всегда только в его сценическом воплощении. Однако знакомство с сюжетом становится первым шагом на пути постижения великого искусства, сила воздействия которого — в способности создавать свой мир красоты, поэзии и гармонии.

Предлагаемый сборник содержит изложение сюжетов около ста балетов, имеющих мировую славу, счастливую сценическую судьбу, историческое значение для той или иной национальной балетной школы, созданных великими композиторами и балетмейстерами за два с половиной века, с середины XVIII и до конца XX — от К. В. Глюка до А. Шнитке.

Составители: Ю. А. Розанова, С. М. Разумова
Место издания: Москва
Год издания: 2007
Количество страниц: 206


Обложка издания Дидло

Дидло

Огромную роль в развитии русского балета играл Шарль Луи Дидло (1767–1837) — известный в Европе исполнитель и балетмейстер. Он приехал в Россию по приглашению руководства петербургской балетной труппы в качестве первого танцовщика. Дидло был очарован русским танцем и остался в России навсегда. Впоследствии артист стал корифеем русского балета: молва о нем шла по всему свету, его ученики стали гордостью русского театра, а спектакли приводили в восторг современников. Шарль Луи многим знаком и по произведению «Евгений Онегин». Пушкин, Грибоедов, Белинский и другие светила русской литературы увековечили в своих произведениях Дидло, его балеты и учениц.

Юрий Слонимский в своем труде «Дидло» помогает разобраться читателю:

  • какой путь прошел Дидло прежде чем стал корифеем хореографического искусства,
  • что унаследовал он от великих преобразователей европейского театра конца XVIII века,
  • что нового внес он сам в достояние мирового балета,
  • что заставило его отдать свою жизнь славе русского театра,
  • почему дважды Шарль Луи был удален из императорских театров, и др.

Книга написана не столько для театроведов, сколько для всех, кто любит балет, кто интересуется театром, музыкой, русской культурой пушкинской поры.

Автор: Ю. И. Слонимский
Место издания: Ленинград
Год издания: 1958
Количество страниц: 262


Обложка издания Мариус Петипа

Мариус Петипа

Основанное на богатом документальном и критическом материале, издание «Мариус Петипа» представляет читателю широкую панораму развития русского балета второй половины XIX века. Автор подробно рассказывает о театральном процессе того времени: об обновлении репертуара, о ведущих танцовщиках, музыкантах и художниках. В центре повествования — история легендарного балетмейстера Мариуса Петипа. Француз по происхождению, он приехал в молодом возрасте в Россию с целью поступить на службу танцовщиком в дирекцию императорских театров. А в последующем фактически стал автором эстетических принципов «большого балета» со сложными, многофункциональными композициями, большим кордебалетом, действием, развивающимся по драматургическому сценарию. Балеты Петипа поражали своей монументальностью и вместе с тем грациозностью и зрелищностью.

Мариус Петипа — выдающийся хореограф, ключевая фигура своей культурной эпохи, чье наследие до сих пор занимает важное место в репертуаре многих театров мира.

Автор: Наталия Чернышова-Мельник
Место издания: Москва
Год издания: 2022
Количество страниц: 294


Обложка издания Записки балерины

Записки балерины

Книга из серии «Мир культуры, истории и философии».

Екатерина Оттовна Вазем — одна из немногих русских балерин XX столетия, оставивших мемуары, по которым можно представить развитие дореволюционного балетного искусства в России, его успехи и поражения.

«Записки» Е. О. Вазем — ценный материал об истории петербургского балета. Особое значение имеют переданные на страницах книги характеристики многочисленных артистов и балетмейстеров, оценка их творчества, обзор русской критики конца XIX столетия, а также заметки о балетной публике и театральных чиновниках.

Воспоминания содержат ряд существенных сведений и о самой Екатерине Вазем, и о жизни учащихся императорского театрального училища в Петербурге 50 — 60-х гг. XIX в.

Автор: Е. О. Вазем
Место издания: Санкт-Петербург, Москва, Краснодар
Год издания: 2009
Количество страниц: 446


Обложка издания Воспоминания

Воспоминания

Загадочная жизнь выдающейся балерины, представительницы классической школы, легендарной Матильды Кшесинской всегда привлекала внимание публики.

Матильда — прима императорской сцены. Она блистала в спектаклях Чайковского, Пуни, Глазунова. Многим танцовщица известна фрагментами личной жизни: подруга наследника престола, жена великого князя, героиня великосветской хроники. Другие знают про рекорд Матильды: она первой среди русских балерин исполнила 32 фуэте подряд. С тех пор элемент считается фирменным знаком классического балета. Третьи знают артистку балета как азартного игрока. Четвертые — как любительницу драгоценных камней и мехов. Матильда Кшесинская невероятная, такая разная и такая талантливая.

Выдающаяся балерина написала свои мемуары, которые были опубликованы во Франции раньше, чем в России. В них она знакомит с семейными преданиями и рассказывает о наиболее ярких эпизодах своей творческой судьбы в России и в эмиграции.

В воспоминаниях балерины удивительно точно воссозданы самые яркие и интригующие события ее необыкновенной жизни.

Автор: Матильда Кшесинская
Место издания: Москва
Год издания: 2010
Количество страниц: 416


Обложка издания Сергей Дягилев

Сергей Дягилев

Перед вами книга голландского историка Шенга Схейена — самая полная на сегодняшний день биография Сергея Дягилева.

Сергей Дягилев не был ни танцовщиком, ни хореографом, ни композитором, ни драматургом, ни художником, и, однако, если за пределами России спросить любого причастного к балету человека, кому балет XX века более всего обязан, имя Дягилева почти наверняка будет названо первым. Что же он такого сделал? Как сказал Фрэнсис Стейгмюллер (американский биограф): «Дягилев сделал три вещи: он открыл Россию русским, он открыл Россию миру; кроме того, он показал мир, новый мир — ему самому».

Книга Схейена уникальна и интересна не только главным героем, но великим множеством жизненных подробностей русского и европейского модернизма, драматургией взаимоотношений главных имен музыки, театра и живописи XX века. Ведь за свою недолгую жизнь Дягилев общался и сотрудничал с Чеховым, Римским-Корсаковым, Бакстом, Бенуа, Роденом, Дебюсси, Матиссом, Пикассо, Стравинским, Прокофьевым, Маяковским, Коко Шанель и др.

Биография Сергея Павловича похожа на экстравагантный авантюрный роман, хотя все в ней — правда.

В книге публикуются редкие фотографии, документы, эскизы костюмов и декораций — бесценные свидетельства искусства, живущего вне всяких границ.

Автор: Шенг Схейен
Место издания: Москва
Год издания: 2020
Количество страниц: 606


Обложка издания Майя Плисецкая

Майя Плисецкая

Прима Большого театра СССР и известная на весь мир балерина, она стала символом своей эпохи, эталоном и примером для подражания.

Майя Плисецкая танцевала главную партию в «Лебедином озере» более полувека: впервые она вышла на сцену с этим номером в 1942-м году в Свердловске в эвакуации, в последний раз — в 1996-м в Москве на Красной площади. Не меньшим постоянством отличалась и личная жизнь балерины: более пятидесяти лет продлился счастливый брак с композитором Родионом Щедриным.

Перед вами самая полная и подробная на сегодняшний день биография главной примы-балерины Большого театра, написанная известным историком балета Еленой Обойминой.

Автор: Елена Обоймина
Место издания: Москва
Год издания: 2017
Количество страниц: 334


Обложка издания Мой театр

Мой театр

Николай Цискаридзе — яркая, харизматичная личность, чья эрудиция, независимость и острота суждений превращают каждое высказывание в событие.

Автобиография «Мой театр» создана на основе дневника 1985 — 2003 гг. Это живой, полный тонкой иронии, юмора, а порой и грусти рассказ о себе, о времени и балете. Воспоминания: детство, семья, Тбилиси и Москва, учеба в хореографическом училище, распад СССР, отделение Грузии; приглашение в Большой театр, непростое начало карьеры, гастроли по всему миру; признание в профессии, но при этом постоянное преодоление себя, обстоятельств и многочисленных препятствий; радость творчества, несмотря на интриги недоброжелателей. История жизни разворачивается на книжных страницах подобно детективу. На фоне этого водоворота событий возникает образ уходящего Великого Театра конца ХХ века. Вырисовываются точные, во многом неожиданные, портреты известных людей, с которыми автору посчастливилось или не посчастливилось встретиться.

Среди героев и антигероев книги — Пестов, Григорович и Пети, Семенова и Уланова, Максимова и Васильев, принцесса Диана и Шеварднадзе, Живанши и Вествуд, Барышников и Волочкова, Швыдкой, Филин и многие другие. А судить, кто есть кто — привилегия читателя.

Автор: Николай Цискаридзе
Место издания: Москва
Год издания: 2022
Количество страниц: 512


Источник информации: сектор литературы по искусству

Возврат к списку

Принимаю
Наш сайт использует кукисы. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь c условиями обработки данных.

Поиск по сайту

Электронный каталог Поиск по сайту Версия для слабовидящих